5 отзывов
+375 (17) 336 13 60
+375 (29) 394-88-33
+375 (17) 336 70 90
БеларусьМинскул. 3-я Щорса, 9, офис 301
ОДО "Полипарк" (редакция) тел. (017) 336-13-60
Оставить отзывНаличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.

Практиканты в организации. В. М. Пронин, специалист в области охраны труда

Практиканты в организации. В. М. Пронин, специалист в области охраны труда

Журнал "Охрана труда", №3, 2020 год

Практиканты в организации 

Краткие сведения о практике при освоении образовательных программ высшего образования. 
Краткие сведения о практике при освоении образовательных программ среднего специального 
образования. 
Краткие сведения о практике при освоении образовательных программ профессионально-технического 
образования. 
Правовые основания обеспечения безопасности практикантов. 


В. М. Пронин, специалист в области охраны труда 


Закон «Об охране труда» – Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охранетру­да» (с изменениями и дополнениями от 18 декабря 2019 г., вступающими в силу с 28 июня 2020 г.). 
ТК – Трудовой кодекс Республики Беларусь. 
Положение 860 – Положение о практи­ке студентов, курсантов, слушателей, утвер­жденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 июня 2010 г. № 860 (в ред. от 15 августа 2017 г.). 
Положение 941 – Положение о практике учащихся, курсантов, осваивающих содержание образовательных программ среднего специаль­ного образования, утвержденное постановлени­ем Совета Министров Республики Беларусь от 11 июля 2011 г. № 941 (в ред. от 28 января 2020 г.). 
Положение 953 – Положение об органи­зации производственного обучения учащихся, осваивающих содержание образовательных программ профессионально-технического об­разования, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2011 г. № 953 (в ред. от 25 мая 2018 г.). 


Некоторые работники, в т.ч. должностные лица и даже руководители организаций, по­рой имеют весьма смутные представления о статусе практикантов, порядке организациии прохождения ими практики и, соответст­венно, каким образом должна быть обеспече­на их безопасность. 
Прежде всего необходимо уяснить, что практика – это часть образовательного про­цесса, а не трудовая деятельность. При этом в соответствии с подп. 3.9 п. 3 ст. 11 Кодекса Республики Беларусь об образовании органи­зации, обеспечивающие проведение практи­ческих занятий, прохождение практики или производственного обучения, становятся ком­понентами системы образования. 
Цели, задачи и принципы организации и про­ведения практики зависят от видов осваиваемых образовательных программ и периодов обуче­ния, типов учреждений образования, в которых обучается учащийся, и видов самой практики. 


1. Порядок организации и проведения пра­ктики студентов учреждений высшего образования определен Положением 860, со­гласно п. 2 которого практика является обяза­тельным компонентом высшего образования,она организуется и проводится учреждениями высшего образования в тесном взаимодейст­вии с государственными органами и иными организациями, для которых осуществляется подготовка специалистов. 
Таблица 1  (таблицу можно посмотреть в электронной версии статьи в журнале. Заказ бесплатно по электронному адресу 135@tut.by).
Установлено (п. 6 Положения 860), что для студентов учреждений высшего образования практика бывает учебной и производствен­ной, которая, в свою очередь, подразделяется на практику по специальности и преддиплом­ную. В таблице 1 представлены сведения, ха­рактеризующие их особенности. 

Продолжительность и содержание практи­ки регламентируются ее программой. Она раз­рабатывается кафедрами, согласовывается с деканом факультета, утверждается руководи­телем учреждения высшего образования или уполномоченным им лицом и включает в себя задачи, на решение которых должна быть на­правлена работа студентов при прохождении практики (сбор, систематизация, обработка,анализ информации о деятельности органи­зации, изучение технологии и организации производства, участие в производственной и управленческой деятельности и др.). Програм­ма может включать проведение лекций, кон­сультаций, семинаров и экскурсий.
Практика студентов в принимающей орга­низации осуществляется на основании догово­ров, заключаемых учреждениями высшего об­разования с этими организациями, в которых предусматриваются взаимные обязательства и сферы ответственности сторон. Обязатель­ной формы таких договоров не установлено. 
Содержание преддипломной практики определяется темой дипломного проекта (ра­боты), а также потребностью изучения ме­тодов решения технических, экономических,творческих, управленческих и других задач.
Во время преддипломной практики сту­денты выполняют отдельные работы, пред­усмотренные должностными обязанностями квалификационной характеристики Единого квалификационного справочника должностей служащих по соответствующей должности. В этот период они могут (но не обязательно)приниматься на работу в организацию, в кото­рой проходят практику, на вакантные места в соответствии с законодательством. 
Общее руководство практикой в организа­ции возлагается на ее руководителя или иного уполномоченного им работника, а непосред­ственное руководство на объекте, в структур­ном подразделении осуществляет опытный работник организации, который назначается приказом ее руководителя. 
При проведении практики принимающая организация обеспечивает: 
• заключение договоров об организации практики студентов; 

• издание приказа по организации о зачи­слении студентов на практику согласно договорам; 

• создание студентам необходимых усло­вий для прохождения практики и выполнения ее программы; 

• проведение инструктажа по охране труда; 

• привлечение студентов к работам,предусмотренным программой практики. 


Согласно ч. 3 п. 16 Положения 860 на сту­дентов в период практики распространяются законодательство об охране труда и правила внутреннего трудового распорядка организа­ции, а на принятых на работу на вакантные должности – также законодательство о труде. 

2. Требования к планированию, материаль­ному обеспечению, организации, содер­жанию, проведению и подведению итогов практики учащихся, курсантов, осваивающих содержание образовательных программ сред­него специального образования, определены Положением 941. Согласно п. 2 этого докумен­та практика является частью образовательно­го процесса, организуется и проводится учре­ждениями, реализующими образовательные программы среднего специального образова­ния, в тесном взаимодействии с государствен­ными органами и организациями, для которых осуществляется подготовка специалистов. 
Содержание, сроки и последователь­ность прохождения учащимися практики,основные требования к условиям ее органи­зации и результатам, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания, перечень учебных изданий и средств обучения опре­деляются типовой учебной программой по практике. Сведения о некоторых типовых программах по различным специальностям (направлениям специальностей, специали­зации) образовательной программы средне­го специального образования представлены для ознакомления на с. 21. ( можно посмотреть в электронной версии статьи в журнале. Заказ бесплатно по электронному адресу 135@tut.by).
Определено (п. 7 Положения 941), что пра­ктика подразделяется на учебную и производ­ственную, а согласно п. 18 производственная практика – на технологическую и преддиплом­ную. Сведения, характеризующие их особенно­сти, представлены для сравнения в таблице 2. (таблицу можно посмотреть в электронной версии статьи в журнале. Заказ бесплатно по электронному адресу 135@tut.by).
Во время прохождения преддипломной практики учащийся выполняет работу, пред­усмотренную должностными обязанностями квалификационных характеристик по получа­емой им специальности, а при наличии вакан­сий он может быть (но не обязательно) принят на работу. 
Учреждение образования для прохожде­ния практики учащимися заключает договоры с организациями различных форм собственно­сти, соответствующими профилю образования подготавливаемых специалистов, предусма­тривающие взаимные обязательства и сферы ответственности сторон. Обязательной формы таких договоров не установлено. 
Общее руководство практикой учащихся в ор­ганизации возлагается на ее руководителя, его заместителя, руководителя кадровой службы или на других специалистов. Это должностное лицо: 
• организует прохождение учащимися практики в соответствии с Положением 941 и учебной программой; 

• определяет учащимся места прохожде­ния практики, обеспечивающие наибольшую ее эффективность; 

• до начала практики организует прохо­ждение учащимися обязательного инструкта­жа по охране труда; 

• обеспечивает выполнение согласован­ных с учреждением образования графиков прохождения практики в структурных подра­зделениях организации; 

• знакомит учащихся с имеющейся норма­тивной, технической и другой документацией; 

• контролирует соблюдение учащимися режима рабочего времени, определенного пра­вилами внутреннего трудового распорядка; 

• контролирует условия труда учащихся; 

• создает необходимые условия для ос­воения учащимися новой техники, передовых технологий, современных методик, производ­ственных приемов и методов труда. 

Непосредственное руководство практикой в структурных подразделениях организации воз­лагается на квалифицированного специалиста,для которого данная работа является основной и в обязанности которого, в частности, входит: 

• распределение учащихся по рабочим местам в соответствии с графиком прохожде­ния практики; 

• проведение инструктажа по охране тру­да в организации и на рабочем месте при вы­полнении конкретных видов работ; 

• знакомство учащихся с организацией работ на конкретном рабочем месте и передо­выми приемами и методами труда. 

Для каждой группы учащихся, направ­ляемой для прохождения учебной и произ­водственной практики, назначается руково­дитель из числа преподавателей или других работников учреждения образования, ве­дущих специальные дисциплины, который,помимо прочего: 
• совместно с руководителем практики от организации планирует выполнение учеб­ной программы; 

• разрабатывает тематику заданий, ока­зывает учащимся методическую помощь и проверяет их выполнение; 

• принимает участие в распределении учащихся по рабочим местам; 

• контролирует выполнение учащимися программы практики и оценивает ее результаты. 


Учащийся при прохождении практики в организации, в частности, обязан: 
• в полном объеме выполнять задания,предусмотренные учебной программой; 

• соблюдать действующий режим рабоче­го времени, определенный правилами внутрен­него трудового распорядка соответствующей организации, требования безопасности труда. 

3. В соответствии с п. 4 Положения 953 производственная практика учащихся,осваивающих содержание образовательных программ профессионально-технического об­разования, является одним из ее составляю­щих – заключительным периодом производст­венного обучения, в котором закрепляются и совершенствуются профессиональные знания, умения и навыки. 
Она проводится, как правило, в органи­зациях, являющихся заказчиками кадров и обеспечивающих прохождение производст­венного обучения учащимися, а в отдельных случаях – в структурных подразделениях уч­реждений образования по согласованию с их учредителями. 
Проведение заключительного периода производственного обучения – производст­венной практики допускается в составе сту­денческих отрядов, если выполняемая там уча­щимися работа соответствует специальности,по которой они обучаются. 
Содержание производственного обучения определяется учебными программами, разраба­тываемыми учреждениями образования на ос­нове типовых учебных программ по производст­венному обучению, при этом сроки и продолжи­тельность периодов обучения устанавливаются этими учреждениями с учетом как своих возмож­ностей, так и возможностей организаций, где бу­дет проходить производственное обучение. 
В качестве иллюстрации ниже приведен те­матический учебный план недавно утвержден­ной Типовой учебной программы по учебно­му предмету профессионального компонента «Производственное обучение» для учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования, при организации производствен­ного обучения по квалификации 3-37 02 54-51 «Электромонтер по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации, бло­кировки», входящей в состав специальности 3-37 02 54 «Техническое обслуживание и ре­монт устройств автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте». 


Примеры документов в формате .doc доступны для скачивания (в течение месяца после выхода журнала) на сайте polipark.by в разделе «Презен­тации и документы» 

Упомянутая выше типовая учебная про­грамма определяет для производственной практики: 
• цель – совершенствовать умения учаще­гося выполнять весь комплекс работ в соответ­ствии с требованиями тарифно-квалификаци­онной характеристики. Научить контролиро­вать качество выполняемых работ, рационально организовывать рабочее место, применять без­опасные методы и приемы работы, соблюдать требования по охране труда, пожарной безопас­ности и в области охраны окружающей среды; 

• содержание – самостоятельное выпол­нение учащимся всего комплекса работ в со­ответствии с требованиями тарифно-квали­фикационной характеристики. Контроль каче­ства выполняемых работ. Рациональная орга­низация рабочего места. Освоение безопасных методов и приемов работы при выполнении всего комплекса работ. Соблюдение требова­ний по охране труда, пожарной безопасности и в области охраны окружающей среды; 

• результат – учащийся выполняет весь комплекс работ в соответствии с требовани­ями тарифно-квалификационной характери­стики. Контролирует качество выполняемых работ, рационально организует рабочее место, применяет безопасные методы и приемы ра­боты, соблюдает требования по охране труда,пожарной безопасности и в области охраны окружающей среды. 


Для выполнения учебных программ произ­водственного обучения учреждения образова­ния составляют и утверждают перечень или ме­сячные планы учебно-производственных работ. 
Для производственного обучения (в т.ч.производственной практики как одного из со­ставляющих его периодов) учащихся, осваива­ющих содержание образовательных программ профессионально-технического образования,между учреждениями образования и органи­зациями заключается договор об организации производственного обучения по форме соглас­но приложению к Положению 953. 
Непосредственное руководство производ­ственным обучением учащихся на объекте организации осуществляет специалист или квалифицированный рабочий организации,который назначается приказом руководителя организации (распоряжением руководителя структурного подразделения) руководите­лем производственного обучения учащихся на объекте. Такое руководство также может осуществляться мастером производственного обучения учреждения образования. 

4. Положение 860 (п. 9) и Положение 941 (п. 24)
допускают возможность приема практикан­тов на работу (т.е. на основании трудового дого­вора) во время практики в отношении лиц, осваи­вающих образовательные программы высшего и среднего специального образования, но только вовремя преддипломной практики и при наличии вакансий. В этих случаях ( т.е. когда они становят­ся работниками) для таких практикантов дейст­вуют требования и процедуры по охране труда,установленные для работников организаций. 
Что касается устройства на работу пра­ктикантов, осваивающих образовательную программу профессионально-технического образования, то Положение 953 во время про­изводственного обучения (и производствен­ной практики, в частности) не допускает этого вовсе. Оно лишь предусматривает начисление денежных средств по нормам, расценкам, став­кам (окладам), действующим в данной орга­низации, с учетом премий и других доплат за произведенную учащимися продукцию (рабо­ты, услуги) (п. 31) и перечисление их на теку­щий (расчетный) счет по учету внебюджет­ных средств учреждения образования в сроки выплаты заработной платы, установленные в данной организации (п. 3.15 формы Договора об организации производственного обучения).
В дальнейшем учреждение образования не менее 75 % этих средств направляет на мате­риальное поощрение учащихся с учетом их уча­стия в производстве продукции в соответствии с положением о материальном стимулирова­нии учащихся, утверждаемым руководителем учреждения, а оставшиеся в распоряжении уч­реждения денежные средства использует на развитие собственной материально-техниче­ской базы, поощрение учащихся и работников.
Тем не менее, в соответствии со ст. 1 Закона«Об охране труда» физические лица, являющие­ся обучающимися в учреждениях образования и привлекаемые к работам в организациях в пе­риод прохождения практики, производственно­го обучения (т.е. практиканты), даже не будучи принятыми на работу, становятся работающи­ми. Этот статус возлагает на них обязанности по охране труда, определенные для работающих в ст. 19 Закона «Об охране труда», а именно: 
• соблюдать требования по охране тру­да, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомога­тельных и бытовых помещениях; 

• использовать и правильно применять сред­ства индивидуальной и коллективной защиты; 

• проходить в установленном законода­тельством порядке медицинские осмотры, об­учение, стажировку, инструктаж и проверкузнаний по вопросам охраны труда; 

• заботиться о личной безопасности и здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации; 

• немедленно сообщать работодателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здо­ровью работающих и окружающих, несчаст­ном случае, произошедшем на производстве,оказывать ему содействие в принятии мер по оказанию необходимой помощи потерпевшим и доставке их в учреждение здравоохранения; 

• исполнять другие обязанности, предус­мотренные законодательством об охране труда. 

Согласно п. 29 Инструкции о порядке обес­печения работников средствами индивидуаль­ной защиты  лица, осваивающие содержание образовательных программ профессионально ­технического, среднего специального и высше­го образования, привлекаемые к выполнению работ в организации при прохождении практи­ки, производственного обучения обеспечива­ются специальной одеждой и обувью, другими необходимыми средствами индивидуальной защиты по типовым нормам или нормам орга­низации, установленным для работников соот­ветствующих профессий рабочих (должностей служащих). А обучающимся, выполняющим при прохождении практики, производствен­ного обучения работы, сопряженные с пре­быванием вблизи работающих транспортных средств, самоходных и грузоподъемных машин,дополнительно выдается сигнальная специ­альная одежда повышенной видимости. 
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона «Об ох­ране труда» лица моложе 18 лет привлекают­ся к выполнению любых работ лишь после предварительного медицинского осмотра. 
Лица более старшего возраста проходят обя­зательные медицинские осмотры при занято­сти на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соот­ветствии с законодательством есть необхо­димость в профессиональном отборе .Порядок прохождения таких осмотров уста­новлен Инструкцией о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих. 
Проведение медицинского осмотра для допуска к практике в необходимых случа­ях обеспечивают учреждения образования (п. 15 Положения 860, п. 29 Положения 941,п. 19 Положения 953).
Поскольку все практиканты (как принима­емые, так и не принимаемые на работу) будут выполнять во время практики учебно-произ­водственные работы на территории организа­ции, то им необходимо пройти, как минимум,вводный инструктаж в соответствии с п. 46 Инструкции о порядке обучения, стажировки,инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда. 
Проведение при необходимости иных ин­структажей по охране труда практикантов-сту­дентов организует факультет (п. 19 Положе­ния 860) и осуществляет принимающая орга­низация (п. 17 Положения 860).
В отношении практикантов, осваивающих образовательную программу среднего специаль­ного образования (согласно Положению 941): 
• организация обеспечивает безопасные условия труда, проведение обязательного ин­структажа по охране труда, а в необходимых случаях – обучение безопасным приемам и ме­тодам работы (п. 34); 

• руководитель практики от организа­ции, осуществляющий общее ее руководство,организует до начала практики прохождение учащимися обязательного инструктажа по охране труда (п. 37); 

• руководитель практики учащихся в структурных подразделениях организации проводит инструктаж по охране труда в орга­низации и на рабочем месте при выполнении конкретных видов работ (п. 39). 

При организации производственного об­учения (в т.ч. производственной практики)лиц, осваивающих образовательную програм­му профессионально-технического образова­ния (согласно положению 953): 
• учреждение образования обеспечива­ет, в частности, руководство производствен­ным обучением, в т.ч. по вопросам охранытруда (п. 19); 

• организация обеспечивает, помимопрочего, назначение работников организации, ответственных за соблюдение требований безопасности труда, осуществляющих общееруководство производственным обучением учащихся в организации и непосредственное руководство производственным обучением на объекте организации (п. 20).

Согласно ч. 3 ст. 16 Закона «Об охране тру­да» не допускается привлечение лиц моложе 18 лет к выполнению тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями тру­да, к подземным и горным работам, кроме об­учающихся в учреждениях образования в воз­расте от 16 до 18 лет при прохождении ими практики, производственного обучения. При этом они могут выполнять указанные работы не более 4 ч в день. 
В случае принятия на работу лица в воз­расте от 16 до 18 лет нанимателю придется в отношении него выполнять все ограничения и гарантии, установленные законодательст­вом, в т.ч. по списку работ, на которых запре­щается привлечение к труду лиц моложе во­семнадцати лет. Предельным нормам подъ­ема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную и иные, предусмотренные,в частности, гл. 20 ТК.
В соответствии с подп. 2.3 п. 2 ст. 41 Кодек­са Республики Беларусь об образовании охра­на здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обязательное страхование от не­счастных случаев на производстве и професси­ональных заболеваний их жизни или здоровья при привлечении к работам в период прохо­ждения производственной практики. Такому страхованию подлежат жизнь и здоровье об­учающихся, привлекаемых к оплачиваемым работам в организациях в период прохожде­ния практики, производственного обучения согласно п. 272 Положения о страховой дея­тельности в Республике Беларусь. 
Согласно п. 35 Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний несчастные случаи с обучающимися, проходящими пра­ктику, производственное обучение, стажиров­ку под руководством уполномоченного долж­ностного лица организации, страхователя, рас­следуются этой организацией (страхователем) с участием представителя учреждения обра­зования и учитываются организацией, страхо­вателем. Если же руководство осуществляется педагогическим работником учреждения об­разования на участке, выделенном для этих целей организацией, то несчастные случаи расследуются учреждением образования с уча­стием представителя организации и учитыва­ются учреждением образования. 
Принятые на работу практиканты в слу­чае совершения дисциплинарного проступка могут подвергаться дисциплинарному взыска­нию в соответствии с гл. 14 ТК. 
В отношении всех обучающихся действуют нормы разд. V Кодекса Республики Беларусь об образовании, согласно подп. 1.3 ст. 126 которо­го основанием для привлечения обучающих­ся к дисциплинарной ответственности (меры которой реализует руководитель учреждения образования), в частности, является несоблю­дение в период прохождения практики (про­изводственного обучения) режима рабочего времени, определенного правилами внутрен­него трудового распорядка соответствующей организации. 

Сведения о некоторых типовых учебных программах по практике 
по специальностям (направлениям специальностей, специализации) 
образовательной программы среднего специального образования 

Код специальности (на­правления специаль­ности, специализации)  Наименование специальности (направления специальности) типовой программы по практике  Реквизиты утверждающего документа  
2-44 01 01  «Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте»  Постановление Министерства образования Рес­публики Беларусь от 24 декабря 2013 г. № 137  
2-37 02 34  «Железнодорожный путь и путевое хозяй­ство (по направлениям)»  Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 17 янва­ря 2014 г. № 1-П  
2-37 02 34-01  «Железнодорожный путь и путевое хозяй­ство (производственная деятельность)»  
2-51 02 01  «Разработка месторождений полезных ископаемых (по направлениям)»  Постановление Министерства образования Рес­публики Беларусь от 20 декабря 2014 г. № 187  
2-46 01 02  «Технологиядеревообрабатывающихпроизводств»  
2-36 10 01  «Горные машины и оборудование (по на­правлениям)»  
2-37 01 06  «Техническая эксплуатация автомобилей (по направлениям)»  Постановление Министерства образования Рес­публики Беларусь от 12 июня 2015 г. № 60  
2-36 11 01  «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование»  Постановление Министерства образования Рес­публики Беларусь от 26 октября 2016 г. № 99  
2-50 01 02  «Конструирование и технология швейных изделий (по направлениям)»  
2-25 01 32  «Банковское дело»  Постановление Министерства образования Рес­публики Беларусь от 26 января 2017 г. № 6  
2-36 01 06  «Оборудование и технология сварочного производства (по направлениям)»  
2-36 01 01  «Технологиямашиностроения(понаправлениям)»  
2-36 01 31  «Металлорежущие станки и инструменты (по направлениям)»  
2-36 01 32  «Технологическая подготовка и наладка станков и манипуляторов с программным управлением (по направлениям)»  
2-75 01 01  «Лесное хозяйство»  Постановление Министерства образования Рес­публики Беларусь от 26 января 2017 г. № 7  
2-36 05 32  «Машины и оборудование деревообраба­тывающей промышленности»  Постановление Министерства образования Рес­публики Беларусь от 6 сентября 2017 г. № 121  
2-48 01 34  «Обогащение полезных ископаемых»  
2-91 02 32  «Парикмахерское искусство и декоративная косметика (по направлениям)»  
2-36 08 01  «Машины и аппараты легкой, текстильной промышленности и бытового обслуживания»  Постановление Министерства образования Рес­публики Беларусь от 28 декабря 2017 г. № 170  
2-88 02 01  «Спортивно-педагогическая деятельность»  Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 20 августа 2018 г. № 52  
2-48 01 35  «Переработка нефти и газа»  Постановление Министерства образования Рес­публики Беларусь от 30 августа 2018 г. № 95  
2-69 01 01  «Архитектура»  
2-70 01 01  «Производство строительных изделий и конструкций»  Постановление Министерства образования Рес­публики Беларусь от 16 октября 2018 г. № 104  
2-36 05 31  «Машины и оборудование лесного хозяйст­ва и лесной промышленности»  Постановление Министерства образования Рес­публики Беларусь от 3 декабря 2018 г. № 114  
2-70 03 31  «Строительство дорог и транспортных объ­ектов»  Постановление Министерства образования Рес­публики Беларусь от 29 декабря 2018 г. № 132  
2-15 02 01  «Декоративно-прикладное искусство»  Постановление Министерства культуры Рес­публики Беларусь от 4 июля 2019 г. № 36  
2-15 02 01 33  «Художественные изделия из соломки, льна, бумаги»  
2-44 01 03  «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте»  Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 19 июня 2019 г. № 37-П  
2-44 01 03 32  «Управление движением на железнодорож­ном транспорте»  
2-01 01 01  «Дошкольное образование»  Постановление Министерства образования Рес­публики Беларусь 25 ноября 2019 г. № 179  


 

Другие статьи