Кабинеты и уголки охраны труда. М. В. Хайленко
Кабинеты и уголки охраны труда.
М. В. Хайленко, специалист в области охраны труда
Типовое положение – Типовое положение о кабинете охраны труда, утвержденное постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 8 ноября 1999 г. № 144 (в ред. от 19 ноября 2007 г.).
1) Согласно преамбуле Типового положения кабинеты охраны труда предназначены для выполнения функций, которые наниматель обязан осуществлять в соответствии с законодательством о труде Республики Беларусь, а именно – для обеспечения охраны труда работников, в т.ч.:
• подготовки (обучения), инструктажа,повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда;
• информирования об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске причинения вреда здоровью и полагающихся средствах индивидуальной защиты,компенсациях по условиям труда;
• пропаганды и внедрения передового опыта безопасных методов и приемов труда.
Перечисленные функции нанимателя в числе прочих обязанностей по охране труда предусмотрены также ст. 17 Закона «Об охране труда» и ст. 226 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Требования к организации работы и оснащению кабинетов охраны труда установлены Типовым положением, которое распространяется на организации независимо от форм собственности, находящиеся на территории Республики Беларусь.
2) Кабинет охраны труда создается в организации или ее структурном подразделении. Определяющим условием для этого является численность работающих в подразделении или организации в целом не менее 100 человек.
Руководство работой кабинета охраны труда – одна из должностных обязанностей инженера по охране труда, предусмотренная его квалификационной характеристикой, содержащейся в выпуске 1 ЕКСД. А согласно п. 3.1 Типового положения организация работы кабинета охраны труда является одним из направлений деятельности службы охраны труда и осуществляется специалистами (специалистом) этой службы или (при ее отсутствии) специально назначенным работником, имеющим соответствующую подготовку.
В качестве непосредственных работ и мероприятий упомянутые специалисты при функционировании кабинета охраны труда:
- проводят вводный инструктаж с работниками, принимаемыми на работу, учащимися и студентами, направленными к нанимателю для прохождения производственной практики, командированными работниками других организаций, которые принимают непосредственное участие в производственном процессе;
- оказывают методическую помощь службе подготовки кадров и руководителям структурных подразделений в обучении, проведении инструктажа и проверке знаний работников по охране труда;
- пополняют информацией базы данных нормативных правовых актов по охране труда в соответствии со спецификой деятельности организации;
- составляют планы работы кабинета охраны труда, при необходимости внося предложения по совершенствованию его работы и оснащения, обеспечению его надлежащего содержания.
Типовым положением определено, что проект оборудования кабинета охраны труда утверждается руководителем организации и должен включать следующие разделы:
- учебный;
- справочно-методический;
- информационно-выставочный.
В зависимости от назначения разделов посредством их осуществляется соответственно:
- организация обучения по охране труда;
- подборка и тематическая систематизация необходимых нормативных материалов и справочной литературы по охране труда;
- отражение условий и состояния охраны труда на предприятии, обмен организаций (структурных подразделений) передовым опытом в этой области.
Отмечено, что экспозиции разделов могут формироваться по группам производственных процессов, рабочих мест, видам работ (операций), вредным и опасным производственным факторам и другим темам с учетом специфики организации.
При определении площади кабинета охраны труда в зависимости от списочного количества работающих Типовое положение ссылалось в первоначальной (от 8 ноября 1999 г.) и последующей (от 19 апреля 2005 г.) редакциях на Строительные нормы и правила (СНиП) 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания», а в последней редакции (от 19 ноября 2007 г.) – на строительные нормы Республики Беларусь (СНБ) 3.02.03-03 «Административные и бытовые здания».
Однако на текущий момент перечисленные документы (а также принятый позднее ТКП 45-3.02-209-2010 «Административные и бытовые здания. Строительные нормы проектирования») утратили силу.
Действующие в настоящее время ТКП 45- 3.02-325-2018 «Общественные здания. Строительные нормы проектирования» и ТКП 45-3.02-189-2010 «Общественные здания и помещения административного назначения. Правила проектирования» не содержат регламентации и количественных характеристик площади кабинета охраны труда в зависимости от списочного количества работающих. Тем не менее указанные в Типовом положении и приведенные ниже в таблице соответствующие значения можно, вероятно, использовать в качестве ориентира.
Площадь кабинета охраны труда в зависимости от списочного количества работающих
Списочное количество работающих (человек) |
Площадь кабинета охраны труда (м2) |
До 1000 |
24 |
Свыше 1000 до 3000 |
45 |
Свыше 3000 до 5000 |
72 |
Свыше 5000 до 10000 |
100 |
Свыше 10000 до 20000 |
150 |
Свыше 20000 |
200 |
Типовым положением также определено, что строительные, монтажные и другие организации, деятельность которых связана с производством работ на временных рабочих местах, кроме стационарных могут оборудовать передвижные кабинеты охраны труда (в вагонах, автобусах, фургонах). Площадь таких кабинетов допускается устанавливать с коэффициентом 0,5.
Со времени утверждения Типового положения и даже с даты последнего внесения в него изменений прошло немало лет, за которые технический прогресс шагнул далеко вперед. Поэтому некоторые перечисленные в рекомендуемом перечне оборудования кабинета охране труда (приложение 1 к Типовому положению) сегодня выглядят архаично, вышли из употребления, сняты с производства и заменены на современные устройства. Это относится, например, к:
• контрольно-обучающим машинам;
• магнитофонам, видеомагнитофонам;
• кинопроекторам, диапроекторам;
• фотоаппаратам с комплектом средств для проявления и печатания фотодокументов.
Приступая к оснащению кабинета сегодня, необходимо критически оценивать предлагаемый рекомендуемый перечень и заменять морально устаревшее оборудование на современное, а при выборе его руководствоваться приведенными в п. 4.3 Типового положения категориями оснащения, согласно которым необходимо наличие в нем:
• нормативных правовых актов по охране труда с учетом специфики деятельности организации, в т.ч. стандартов, правил, инструкций;
• учебных программ, методических,справочных и других материалов, необходимых для проведения обучения, инструктажа и консультаций работников по вопросам охраны труда, противопожарной защиты, законодательства о труде Республики Беларусь;
• технических средств обучения: проекционной, видеозвукозаписывающей и воспроизводящей аппаратуры, персональных компьютеров, контрольных и обучающих машин,тренажеров, контрольно-измерительных приборов и другого инвентаря;
• наглядных пособий, в т.ч. плакатов,схем, макетов, образцов инструмента, защитных средств, видео-, диа- и кинофильмов;
• экспозиционного оборудования, включающего витрины, стеллажи, стенды;
• необходимой оргтехники и телефонной связи.
В кабинете охраны труда не лишним будет комплект мебели и инвентаря:
• стол для преподавателя;
• двухместные учебные столы;
• столы для технической аппаратуры;
• учебная меловая доска;
• стулья;
• кинопроекционный экран;
• книжные шкафы;
• витрины для литературы, демонстрации средств защиты, инструмента и других экспонатов;
• оборудование для экспонирования плакатов;
• оборудование для хранения плакатов.
К рекомендуемому перечню документации по охране труда (приложение 2 к Типовой инструкции) необходимо также подходить творчески, добавляя в него не упомянутое, но необходимое, и исключая избыточное, не применяемое в конкретной организации. В исходном виде рекомендуемый перечень выглядит следующим образом:
• планы работы кабинета охраны труда;
• журнал регистрации вводного инструктажа;
• программы обучения и протоколы проверки знаний по вопросам охраны труда работников, в т. ч. руководителей, специалистов и рабочих;
• учебно-методическая и инструктивная литература по охране труда;
• нормативные правовые акты по охране труда, в т. ч. стандарты, правила, нормы, инструкции, документы по системе управления охраной труда;
• информационные материалы по авариям и несчастным случаям на производстве,профессиональным заболеваниям, происшедшим в отрасли, организации;
• государственная статистическая отчетность по охране труда;
• протоколы совещаний, семинаров, планы мероприятий и приказы по охране труда;
• коллективный договор, соглашение по охране труда;
• материалы аттестации рабочих мест по условиям труда;
• материалы по пропаганде передового опыта по охране труда.
Составляя подобный перечень с учетом особенностей местных условий, необходимо иметь в виду, что Перечень документов по охране труда, ведение которых обязательно для субъектов малого предпринимательства независимо от видов осуществляемой деятельности, на который ориентировались многие микроорганизации, утратил силу.
3) Уголки по охране труда создаются в структурных подразделениях наряду с кабинетами охраны труда, а при численности работающих менее 100 человек – даже вместо кабинетов. При этом на базе уголков могут осуществляться функции кабинетов охраны труда.
Организацию и работу уголка определяют, исходя из основных задач кабинета охраны труда и специфики деятельности организации, ее структурных подразделений.
Оказание методической помощи руководителям подразделений в оборудовании информационных стендов, уголков по охране труда –одна из должностных обязанностей инженера по охране труда, предусмотренная его квалификационной характеристикой, содержащейся в выпуске 1 ЕКСД. Участие службы охраны труда в оформлении уголков по охране труда предусмотрено также п. 11.13 Типового положения о службе охраны труда организации.
Размещать уголок по охране труда можно как в отдельных и совмещенных для выполнения иных задач помещениях, так и на видных местах в коридорах, холлах, рекреациях, не создавая при этом помех для эвакуации.
Уголок оснащают наглядными пособиями, в т.ч. плакатами, схемами, образцами инструмента, средствами индивидуальной защиты,нормативной документацией по охране труда, инвентарем и оборудованием, в соответствии с особенностями производства и спецификой работы организации, структурного подразделения (цеха, участка, отдела).
Кроме того, на стендах уголка можно представить следующую информацию для работников:
• дайджест приказов и распоряжений, касающихся вопросов охраны труда в организации;
• местонахождение и планы работы кабинета охраны труда (при его наличии);
• графики проведения инструктажей и расписание учебных занятий по охране труда;
• данные о нарушениях требований законодательства об охране труда и случаях производственного травматизма и профзаболеваний в организации и принятых мерах по устранению их причин;
• сведения о вредных и опасных производственных факторах и средствах защиты на рабочих местах структурного подразделения.
Требований с регламентацией конструкции, размеров, дизайна и оформления уголков не установлено, поэтому в этой области допустимы любые разумные проявления фантазии специалистов.
На практике изготовители предлагают как конструкции-заготовки в виде стендов с карманами и откидными-перекидными планшетами, которые потребитель может заполнять своими материалами в соответствии с местными особенностями, так и полностью сформированные и тематически оформленные уголки «под ключ».
На рисунке (с. 20) представлено несколько примеров конструктивного исполнения и оформления уголков по охране труда (рисунок представлен в статье в электронном виде; можно бесплатно заказать по электронной почте 135@tut.by в редакции).